Автор Андрей Кормуш on Февраль 7, 2018 in Статьи

Нарушения при проведении камеральных, документальных плановых, документальных внеплановых, фактических проверок

Нередко налоговые органы допускают нарушения в процессе проведения проверки на предприятии, а иногда и до того, как фактически она начнется. Если Вы будете вооружены о нюансах нарушений заранее, проведение проверки можно и вовсе избежать, грамотно обжаловав постановление о ней.

Нарушения во время проведения камеральных проверок

Камеральную проверку представители налоговых органов проводят:

  • без вынесения налоговыми органами приказа о ее проведении;
  • без присутствия налогоплательщика, которого будут проверять;
  • в помещении налогового органа.

Здесь все предельно ясно. А вот с предметом такой проверки возникают нарушения довольно часто. Камеральная проверка проводится только на основании:

  • данных, указанных в налоговых декларациях налогоплательщика,
  • данных системы электронного администрирования НДС,
  • данных системы электронного администрирования реализации горючего,
  • данных единого реестра акцизных накладных.

Налоговый инспектор не имеет права требовать для проведения камеральной проверки дополнительные документы: договора, акты, банковские документы и прочие документы взаиморасчетов.

В случае, если у предприятия требуют предоставить для проведения камеральной проверки какие-либо иные документы или данные, Вам следует отказать в этом и потребовать официальный письменный запрос. Чаще всего такие запросы не предоставляются, потому что для представителей налоговых органов такие действия – это нарушения действующего законодательства. При предоставлении запроса, у Вас есть все основания для того, чтобы обжаловать действия должностного лица налогового органа в вышестоящем органе, суде и более того, направить заявление в прокуратуру.

Нарушения во время проведения плановых проверок

Именно во время проведения документарных плановых и внеплановых проверок налоговые органы и допускают нарушения.

В каких случаях налоговые органы имеют право приступить к проведению документарной выездной проверки

После предъявления:

  • направления на проведение документарной выездной проверки, в котором указываются: дата выдачи, наименование контролирующего органа; реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки; наименование и реквизиты субъекта или объекта, проверка которого проводится; цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки; должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проведение документальной проверки действительно при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, скрепленной печатью контролирующего органа;
  • копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование и реквизиты субъекта и при проведении проверки в другом месте – адрес объекта, проверка которого проводится, цель, вид, основания для проведения проверки, определенные Налоговым Кодексом, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться. Приказ о проведении документарной проверки является действительным при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и скрепления печатью контролирующего органа;
  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Основания для того, чтобы не допустить представителей контролирующих органов к проведению документарной выездной проверки:

  • вышеуказанные документы не были предъявлены или отправлены налогоплательщику;
  • вышеуказанные документы оформлены с нарушением утвержденных требований.

Как оформить недопуск в таком случае: на титульной стороне приказа о проведении проверки нужно поставить пометку о недопуске должностного лица налогового органа к ее проведению и обязательно указать причину такого недопуска.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется представителям проверяющих органов только в том в случае, если:

налогоплательщику не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Документальная выездная проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.

План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки. О плане проверок ГФС на 2018 год, а также поиск предприятия в плане-графике проверок здесь. //tcaudit.com.ua/proverki-predpriyatij-plan-proverok-gfsu-na-2018-god/

Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска и деятельности таких налогоплательщиков: высокого, среднего и незначительного. Налогоплательщики с незначительным риском включаются в план-график не чаще, чем один раз в 3 календарных года, средним – не чаще, чем один раз в 2 календарных года, высоким – не чаще одного раза в 1 календарный год. Критерии отнесения налогоплательщика к определенной категории степени риска установлены Приказом Министерства финансов.

В случае, если налогоплательщик включается в План-график плановых проверок ГФС чаще, чем это предусмотрено законодательством, у него есть все основания для обжалования приказа о проведении такой проверки.

Приказ налогового органа о проведении проверки обжалуется в административном суде.

Необходимые документы для обжалования приказа о проведении проверки:

  • исковое заявление налогоплательщика,
  • ходатайство об обеспечении иска с требованием запретить налоговым органам проводить проверку.

Кроме того, запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, налогов, сборов и единого взноса при выплате (начислении) доходов физическим лицам, налога с доходов физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Нарушения во время проведения внеплановых документальных проверок

Внеплановые документальные проверки проводятся только на основаниях, предусмотренных пп.78.1.1. – 78.1.19 п.78 ст. 78 Налогового Кодекса Украины. Однако, нередко налоговые органы допускают нарушения и при проведении таких проверок.

Основанием для назначения внеплановой проверки часто является пп.78.1.11 п. 78.1 ст. 78 НКУ. Согласно этому пункту Налогового кодекса внеплановая документальная проверка проводится по решению суда (следственного судьи). Акцентируем внимание на том, что ни постановление следователя, ни постановление прокурора не служит основанием для проведения внеплановой проверки, административные суды также имеют полномочий для рассмотрения заявления налоговых органов о назначении внеплановых документальных проверок.

Контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового Кодекса Украины, в случае, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время проведения предыдущих проверок налогоплательщика.

Согласно пп. 78.1.1 НКУ Внеплановая документальная проверка проводится в случае, если предоставлена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы и в том случае, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются эти нарушения, в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса. Однако, в том случае, если налогоплательщик в течение 15 рабочих дней предоставил налоговым органам письменный ответ, отправленный заказным письмом с уведомлением о вручении, то основания для проведения внеплановой документальной проверки отсутствуют. Если приказ о проведении проверки будет подписан, его можно и следует обжаловать в административном суде.

Нарушения по время проведения фактических проверок

Перед началом проведения фактической проверки проверяющий должен предъявить тот же перечень документов, который указывался выше для документальных проверок.

Фактическая проверка может проводиться только на основаниях, предусмотренных пп. 80.2.1 – 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ. Другие основания, указанные перед проведением фактической проверки являются незаконными, следовательно, приказ о такой проверке должен быть обжалован надлежащим образом в вышестоящих инстанциях.

Достаточно владеть полной информацией о предстоящей проверке, чтобы избежать и предупредить возможные неправомерные действия со стороны проверяющего у Вас на предприятии.

Если же у Вас остались какие-либо вопросы о предстоящих проверках или Вам нужна помощь в прохождении текущей проверки, дополнительная консультация в процессе предоставления документов проверяющим, Вы можете обратиться за помощью к нам. //tcaudit.com.ua/about-us/ Специалисты TCAudit сделают все возможное, чтобы найти оптимальное решение Ваших задач. //tcaudit.com.ua/services/konsultatsii/

Оставить комментарий